Суббота, 23.11.2024, 03:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS

Profi

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои работы

Из опыта работы в классах с очень низкой наполняемостью.

Доклад на тему «Работа в классах с очень низкой наполняемостью»

Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. В СССР до 70-х годов ХХ века этот термин применялся в отношении начальной школы, если в ней  насчитывалось менее пятнадцати человек. Затем оно было распространено и на неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. В статистической отчетности малокомплектными считаются начальные школы с численностью до 20 человек, основные — с численностью менее 100 человек и средние — с числом учащихся менее 200 человек.  Это значит, что верхняя граница численности малокомплектной школы точно не установлена. Появление этого типа школ обусловлено неравномерностью расселения людей на территории страны. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они появляются даже в больших населенных пунктах. Имеет место новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной. Малочисленными становятся уже и средние школы, чему способствует нехватка учеников и учителей. Из 3 учеников формируется полноценный класс.

Малокомплектная школа отличается:

- небольшим количеством учеников;

- отсутствием параллельных классов;

- увеличением затрат на обучение одного ученика.

- неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе;

- должности библиотекаря, завхоза, зауча не предусмотрены, их функции выполняют учителя;

- учитель малокомплектной школы – не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности, его школа – часто единственный очаг культуры в поселке – открыта всегда и для всех;

- малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: наличием в них 2–3 учеников и побольше – 40–50; в некоторых отсутствуют один или два класса;

- у большинства таких школ слабая материальная база.

В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5-10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка.

Еще не так давно на малокомплектную школу смотрели как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов обучения и воспитания. Сегодня многие специалисты склоняются к выводу, что и тут есть определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими.

Хоть и принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских, но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы;  благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.

Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой они возникают почти автоматически. Школа с 20–30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому нет случаев серьезного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают.

Иностранец, посетивший такую малокомплектную школу, сравнил бы  ее с элитарным учебным заведением. Только вот бюджет ее довольно скудный.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться вовсе и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам и способностям здесь тоже нельзя.

Л. Байбородова, заведующая лабораторией проблем сельской школы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, на основе исследований приходит к заключению, что уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы их развиты гораздо слабее и соответственно ниже успеваемость.  Малая наполняемость классов приводит к трудностям проведения урока. Отдельными причинами этих трудностей является: невысокий уровень обучения; быстрая утомляемость учащихся и в связи с этим отклонение их от учебной работы; гиперконтроль каждого  действия ученика учителем; непрерывность зрительного контакта учителя и каждого ученика в течение всего урока; ограниченность сферы общения учащихся на уроке.

Эти особенности влекут за собой перестройку учебно-воспитательного процесса, требуют особой методики.

Педагогические закономерности в условиях малокомплектной школы приобретают конкретный характер, методические рекомендации требуют творческого переосмысления и применения; отдаленность таких школ от методических центров ставит учителей перед необходимостью постоянного педагогического поиска.

             Учитель должен обладать коммуникативными умениями, способностью к рефлексии и анализу личного опыта, умению соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

За многие годы работы в школе я выделяю ключевые педагогические технологии, которые я использую в своей деятельности: игровая технология, личностно-ориентированное обучение, технология коммуникативного обучения, проектная методика.

       Каждая игра наделена речевой задачей, мотивом, целью речевого действия и образцами общения.

Использование коммуникативных игр позволяет мне подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязыковых задач общения, а именно развивать у учащихся основы коммуникативной компетенции, которая предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, умения взаимодействовать в коллективе.

Обучение на основе общения посредством  игры позволяет мне:

- мотивировать детей на протяжении всего урока;

- вести обучение в зоне ближайшего развития (принцип развивающего обучения);

- создавать проблемные ситуации, которые проживаются учениками в ее игровом воплощении;

- делать процесс учения личностно-значимым;

- балансировать свою позицию между ролью организатора, помощника и соучастника общего дела

Специфической чертой малой наполняемости классов является также ограниченность сферы общения самих учащихся на уроке, что снижает возможности одного из важнейших путей воспитательного воздействия на личность воспитания через коллектив, т.к. расширение контактов способствует активизации личности, развитию самостоятельности, соответствующих навыков и умений, облегчают связь с другими людьми. Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включения разных методов и средств обучения, проявляющих преимущества малой наполняемости классов.

В результате этих особенностей возникает ряд проблем:

*        снижение соревновательности учащихся небольшого класса,

*       ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих  реальных успехов в учебной и воспитательной деятельности;

*        ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию  коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в  новой ситуации;

*        однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

*        В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям учащихся. Вместе с тем, снижается и мотивация к изучению иностранного языка, падает качество знаний.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

  Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Метод проектов может использоваться  практически по любой теме.

         Я использую проектные задания разного типа: коллаж, стихи, доклады, викторины, кроссворды, стенгазеты, интервью, экскурсии,  спектакли, презентации.  Это зависит от возраста учащихся, уровня их подготовки и интересов.

      При помощи Интернета можно получить необходимую для учащихся и учителей информацию: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу, что способствует развитию социокультурной компетенции.

Интернет помогает формировать навыки и умения чтения, формировать умения самостоятельного поиска информации, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Интернет совершенствует умения письменной речи школьников, пополняет словарный запас учащихся, формирует у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширяет  кругозор школьников

В общеобразовательной школе всегда актуальна проблема обучения детей с разным уровнем подготовки. Поэтому, придерживаясь базового минимума, предъявляю некоторые грамматические темы только для ознакомления, сокращаю количество лексических единиц.  Предупреждая утомляемость детей, при планировании уроков важно избегать единообразия видов учебной деятельности

В связи с этим я стремлюсь к тому, чтобы

а) виды заданий и упражнений были универсальны для любого возраста учащихся;

б) успешность урока зависела от меня как учителя, а не от технической оснащенности учебного заведения;

в)  определяющую роль играла структура занятия, где сочетаются индивидуальные и другие формы работы и осуществляется переход от одного режима к другому.

Свою профессиональную компетенцию я сверяю по схеме З.М. Цветковой:

Учитель начинает видеть, что его не понимают ;

Учитель видит,  что именно не понимают;

Учитель осознает, почему его не понимают;

Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли;

Учитель способен добиться понимания за минимальное время;

Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

Не менее важной считаю технику проведения урока. С одной стороны ученик осознает важность соблюдения всех указаний преподавателя, а с другой стороны, у него отсутствует боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу.

 Очень эффективным упражнением, способствующим созданию такой атмосферы “ответственной свободы”, атмосферы общения, является “Представление с помощью прилагательных”. Каждый ученик получает лист со списком английских прилагательных, расположенных на листе в алфавитном порядке. Учащийся выбирает прилагательное, начинающееся с первого звука его имени и наиболее точно, по его мнению, отражающее одну из черт его внешности, темперамента, характера или вкуса. Например: active Anton, honey Helen, optimistic Oleg, reliable Roman и т.д.

В заключении хочу процитировать  Ю. Никулина: “Счастье, когда утром хочется идти на работу, а вечером с работы домой”. Я желаю всем нам и такого счастья тоже!

 

Категория: Мои работы | Добавил: kinkaghu2015 (11.07.2016)
Просмотров: 2119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar